Эхо памяти

В Мордвиновке

Мордвиновка – одна из двух деревень, где жили крепостные крестьяне, появившихся в 1-й половине 19 века на нынешней территории Увельского р-на. Остальные населенные пункты р-на возникли как поселения казаков. Купив землю на Южном Урале, крупный государственный деятель России граф Николай Мордвинов перевёз сюда и поселил часть своих крепостных из Пензенской губернии…
Квартира оказалась самовольно занятой учительницей школы, решившей, пользуясь моментом, улучшить свои жилищные условия, но в тот же день была освобождена. Отопление ещё не подключено. Для обогрева и приготовления пищи – чугунная плита.

В школе быстро всё наладилось, и в осенние каникулы съездил в Калининскую область, привёз жену с сыном.

Автобус пришёл в Мордвиновку вечером, когда стемнело. Остановился на краю деревни – по центральной улице не проехать: ямы, колдобины, глубокие колеи, залитые водой, грязь по колено, дорога наслякотилась (сейчас, по прошествии почти 40 лет, центральная улица асфальтирована). А идти через всю деревню, метров 400. ни одного фонаря. Лишь звёзды ярко сияют. Подмораживает. Я с багажом семейным в руках, жена с увесистым карапузом на руках идём, нащупывая твердь то по середине дороги, то по обочине, проваливаясь в грязь. Жена начерпала в резиновые сапоги. Боится уронить ребёнка в грязь: «кольско гораздо». Чертыхаемся, проваливаясь в колею. Жена шокирована, глотает слёзы: «В какую дыру ты меня ведёшь?»

Решил идти берегом озера. Берег захламлён, то и гляди свалишься в ледяную воду. Валя пеняет: «долго ли мука сия, муженёк, будет?» И я говорю: «Ивановна, до самого до конца…» Она же, вздохня отвечала: «добро, муженёк, ино ещё побредём»… (точно по Аввакуму).
Добрели… Спали на раскладушке и прямо на полу, контейнер с вещами ещё не пришёл. Тепло: натопил плиту…
Ночью Димке стало плохо, рвало. Тут и Валя потеряла сознание. Вытащил её на порог, на свежий воздух, вынес Димку… Пищевое отравление? Нет, просто я слишком рано закрыл трубу плиты.
Вот так в первый же день в Мордвиновке чуть не погубил свою семью…

Дали отопление (в конце ноября!), стало легче. Плохо, что за водой надо ездить далеко на тачке.
Незадолго до Нового года уголь в котельной закончился. Кочегары несколько дней топили котлы обрезками досок. Ждали угля, но его так и не привезли. Накануне Нового года котельная сдохла. Трубы к нашему дому (метров 60) были проложены строителями близко к поверхности и лишь слегка присыпаны комьями земли – быстро перемёрзли. Ютились в одной комнатушке около плиты. Дитё чихает, воспаление лёгких. Жить так опасно и невозможно…

Переселили в какой-то разваливающийся кирпичный дом, (поставленный, очевидно, прямо на землю, без фундамента), из 3-х или 4-х комнат, где можно было жить лишь в одной. Фасадная стена отошла от дома, свет виден. Топили печь с утра и до вечера…
Донудились зиму кое-как, перемогли. Бог с ними, с лесами и озёрами, драпать надо отсюда… 

Честно доработал учебный год, явился к зав. РОНО, так и так, увольняюсь. Заведующий уговорил остаться в районе, а работать в п. Увельском в школе № 2. Перевезли вещи в здание школы № 2, бросили их в какую-то кладовку под лестницей и всей семьёй уехали на Рыхлянду…

Когда в конце августа вернулись в Увелку, наши вещи были уже перенесены в соседнее здание школьного интерната, где нам была отведена огромная комната, совершенно пустая. Новенький рюкзак с частью вещей был похищен. Многие стёкла в интернате были разбиты учениками, часть и в нашей комнате. Нам выдали кровати, тюфяки, несколько табуреток; чтоб кашку приготовить малышу, из кабинета физики принесли электрическую плитку. Живём надеждой, что всё постепенно наладится.

Начинаю готовиться к урокам, подбираю литературу, пособия и т. д. и вдруг узнаю, что на моё место получил распределение молодой историк, только что закончивший Челябинский пединститут.
Пришёл ко мне знакомиться. Поговорили. Он инвалид, слепой. Подумалось, да как же он будет работать в школе с этой шпаной?
Администрация: «так нехорошо получилось…это облоно виновато…что будем делать?..часов истории на двух учителей нет… одному придётся уйти… можем перевести в 1-ю школу, но часов истории там мало…»
Об чём речь? Не препираться же мне со слепым инвалидом…
Кстати, он и месяца в школе не продержался, ученики довели, и его куда-то перевели на более подходящую работу.