Эхо памяти
Судебные тяжбы
Безнадёжность своего положения я сначала недооценил. Считал, что ничего противозаконного я не совершил, упущения или недостатки в моей работе не тянут на увольнение по инициативе администрации в соответствии с КЗоТ; взысканий у меня было всего одно, да и то в 1968 г. и по закону уже считалось погашенным, т.к. прошло более года со дня его вынесения. И я надеялся, что «советский суд – самый гуманный и справедливый суд в мире» восстановит меня на работе. Необоснованность и незаконность увольнения казалась мне столь очевидной и легко доказуемой, что я не позаботился о помощи адвоката. Да и денег на оплату его услуг не было.
И получил советской судебной дубиной в лоб.
Трудовое перевоспитание
Февраль, март, апрель 1970 г. сижу без работы. Денег нет. Тратим последние декретные жены.
Обращаюсь к председателю колхоза Мезит А.Б. (колхоз успешный, богатый, построил Дом культуры, библиотеку, магазины, строит жильё, производственные помещения, имеет много различной сельхозтехники, хорошую ремонтную базу. Доходы больше от льноводства – выгодная тогда отрасль хозяйства):
- Работы подходящей для вас нет. Не пойдёте же вы зерноток подметать или гуртоправом…(гуртоправ – в просторечии – пастух).
В Мордвиновке
Мордвиновка – одна из двух деревень, где жили крепостные крестьяне, появившихся в 1-й половине 19 века на нынешней территории Увельского р-на. Остальные населенные пункты р-на возникли как поселения казаков. Купив землю на Южном Урале, крупный государственный деятель России граф Николай Мордвинов перевёз сюда и поселил часть своих крепостных из Пензенской губернии…
Квартира оказалась самовольно занятой учительницей школы, решившей, пользуясь моментом, улучшить свои жилищные условия, но в тот же день была освобождена. Отопление ещё не подключено. Для обогрева и приготовления пищи – чугунная плита.
В Увелке
В Увельской средней школе № 1 я проработал 34 года, с 1972 г. по 2006 г.
Школьная жизнь протекала в окаменевших, циркулярных формах и посему однообразна из года в год. Уроки и подготовка к ним, классные часы, подготовка к различным школьным и районным мероприятиям, педсоветы, родительские собрания, консультации, политзанятия – с годами всё сливается в некое аморфное, тусклое прошедшее. Работа учителя протекает в слишком жёстких рамках под контролем органов управления образованием; учитель задавлен массой требований и обязанностей перед детьми, родителями, чиновниками, обществом; вечная борьба за 100 % -ю успеваемость. Учитель обязан обеспечить воспитание детей в коммунистическом духе, в духе патриотизма и т. д. Особенно жёсткие требования предъявлялись к учителю истории, для которого малейшее отклонение от официальной точки зрения в подаче и трактовке исторических событий было чревато строгим наказанием.
Поездка в Финляндию
С началом перестройки неожиданно появилась возможность съездить за границу. Раньше такой возможности не было, кислород был перекрыт, желающих поехать даже в страны социализма отбирали с участием партийных органов, нужна была положительная характеристика и т. д.
Какое могло быть «добро» партийных органов, если свеж был в памяти вызов в Увельский РК КПСС к секретарю по идеологии Васильеву Геннадию Павловичу, который провёл со мной профилактическую беседу и прямо заявлял, грозя мне доброжелательно пальчиком: «Мы знаем, о чём и как вы говорите в коллективе, на политзанятиях, когда выступаете с лекциями в организациях и на предприятиях…»