Белозерье в 1930-е
Церковь под большевицкой секирой
Как известно, основатель Советского государства Ленин особенно люто ненавидел два сословия: крестьянство и духовенство. Сталин также считал единоличное крестьянство и священство враждебными советской власти социальными группами. Именно крестьяне и попы понесли самый страшный урон, самые большие жертвы в ходе большевицких преобразований.
После гражданской войны в р-не продолжали действовать 11 церквей При них существовали церковно-приходские 2-х классные школы, где крестьянских детей обучали родному языку (чтение, письмо), арифметике, Закону Божьему. Вместо стихов дети заучивали молитвы: «Отче наш», «Богородица-дева радуйся!», «Рождество твое-Христе Боже наш» и другие. Но церковь и духовенство всё более испытывают политическое давление и психологический террор совецкой власти, партии коммунистов и её подручных – комсомольцев, которые повели решительную, бескомпромиссную войну с религией – «опиумом народа», « духовной сивухой» для народа.
Накануне и в дни религиозных праздников с выдумкой и шумом проводят антирелигиозные, оскорбительные и кощунственные для верующих мероприятия: «антипасхи», «антирождества», «антиниколы», мешают проведению церковных обрядов, устраивают антицерковные диспуты, спектакли, театрализованные суды над религией и священниками, иконы приговаривают к расстрелу; пропагандируют новые обряды: вместо венчания в церкви – комсомольские свадьбы; вместо крещения и наречения детей в церкви – в избах-читальнях, красных уголках октябрины-регистрации новорожденных с наречением их новыми, советскими именами: Большевик, Октябрина, Вилен (В.И.Ленин), Сталина, Гертруда (Герой труда), Элина (ЭЛиктрофикация и ИНдустриализация, Карина (в честь Карского моря, где в 1933 г. родилась на пароходе «Челюскин», затёртом во льдах), Ленор (ЛЕНин, Октябрьская Революция).
В 1929-1930 г. начинается второе решительное наступление партии коммунистов и советской власти на церковь и духовенство. Резко усиливается антирелигиозная пропаганда, массовым тиражом за счёт государства издаётся журнал «Безбожник», «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского, антицерковные, разоблачающие религиозный «дурман» статьи и книги, популярные брошюры с оскорбительными для верующих карикатурами, стихи и проза советских писателей и поэтов. Разжигается ненависть к священнослужителям, как тунеядцам, паразитам общества, социально вредным и опасным элементам, мешающим строить новую, счастливую жизнь. Атеизм начинают вводить насильно.
В октябре 1929 г. было приказано снять церковные колокола: «Колокольный звон нарушает право широких атеистических масс городов и деревень на заслуженный отдых». Кресты и колокола демонстративно, в присутствии прихожан сбрасывали на землю, жгли иконы, рубили топорами. Храмы закрывались, церковное имущество и утварь расхищались или уничтожались.
Священников давили налогами, лишали избирательных прав, затем начали «кулачить» – аресты, ссылка, расстрелы. Храмы закрывались под предлогом малого количества или полного отсутствия прихожан, неуплаты налогов, ветхости или антисанитарного состояния зданий церквей, необходимости «создать очаг культуры на селе»: открыть красный уголок, избу-читальню или клуб. Но чаще колхозы устраивали в закрытых храмах склады, конюшни, мастерские по ремонту сельхозмашин и т.д.
Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» верующим было предписано создать во всех церковных приходах религиозные общества, образовать выборные органы общества, подать заявление и пройти новую перерегистрацию в районных и окружных органах власти, для чего создать группу учредителей религиозного общества (церковный совет), представить протокол учредительного собрания о создании общества, избрать исполнительный орган общества (председателя церковного совета, секретаря, казначея), избрать ревизионную комиссию, принять Устав общества (образец рекомендован органами власти), заключить с органами власти договор на право пользоваться храмом и всем церковным имуществом (отобранным государством у церкви ещё в 1918 г. декретом об отделении церкви от государства), представить полный список всех членов общины, учредителей, исполнительного органа и членов ревизионной комиссии, а также анкету, заполненную священником, где надо было указать, где он проходил службу, начиная с 1914 г., был ли судим и т.д.
Это позволяло власти сразу же выявить всех наиболее активных членов религиозной общины и в случае проявления каких-либо действий или высказываний, неугодных власти, пресечь контру на корню.
Церковная община должна была представить больше десятка различных бумаг, чтоб пройти регистрацию.
В договоре, кстати содержались запреты «на проведение собраний враждебного Советской власти направления,
раздачи или продажи книг, брошюр, листовок, посланий, обращений, направленных против власти и её представителей,
произнесение проповедей, речей, выступлений, враждебных советской власти или её отдельным представителям,
совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти…»
Церковные общины обязаны были испрашивать разрешение у сельской и районной власти на проведение собраний прихожан, причём в прошении надо было указать, какие вопросы будут обсуждаться; на совершение крестных ходов; на сбор с прихожан добровольных пожертвований на нужды храма и т.д.
Церковь была поставлена под полный контроль власти, затихла, смирилась, критики безбожной власти не допускала, нравственной оценки её преступным деяниям не давала. Государственный догляд за церковью был жёстким.
Из руководящих указаний Череповецкого окрисполкома рай и горисполкомам
СЕКРЕТНО. СРОЧНО.
29.1.1930 г.
В настоящее время среди трудящегося населения округа усилились настроения антирелигиозного характера, выразившиеся в массовых митингах, собраниях, антирелигиозных демонстрациях и т.д. с требованием к советским органам о немедленном закрытии церквей. Президиум ОкрИК предлагает Вам в максимально кратчайший срок, с соблюдением соответствующих законов, производить оформление закрытия церквей, представляя все материалы о закрытии в ОкрИК...
2.3.1930 г.
По имеющимся в ОкрИК сведениям некоторые РИКи и сельсоветы чрезмерно форсируют вопрос о снятии колоколов с церквей, иногда без соответствующих на то требований со стороны верующих и общественности. Президиум ОкрИК считает такое чрезмерное форсирование этого дела (снятие колоколов)) вредным и предлагает производить снятие колоколов только при наличии соответствующих об этом требований со стороны верующих и общественности.
11.3.1930 г.
информационная сводка
В Белозерске из 13 церковных общин перезаключён договор только с одной, остальные 12 отказываются. В районе отказались от церквей 8 общин.
В Шольском р-не в Городищенском с/с закрываются по постановлению граждан 2 церкви.
В деревне Старое село более 100 дворов, по постановлению общего собрания были снесены в кучу все иконы и сожжены.
Во всех случаях отказа со стороны населения от пользования церквами материал направляется в РИК на вынесение соответствующего постановления…
Председат. ЧерОкрИК Погорелов секретарь Михайлов
Верно: зав. Секретной частью (подпись)
ЧЦХД, ф.2, оп.6, е.х.15, л.4,8; д.17, л.36
27 марта 1937 г.
Циркуляр НКВД СССР об усилении агентурно-оперативной работы по «церковникам и сектантам». Утверждается, что «церковники и сектанты» активизировались в связи с принятием новой Конституции и ведут подготовку к выборам в советы, «ставя своей задачей проникновение в низовые советские органы». Предписываются меры, направленные на «выявление и быстрый разгром организующих очагов нелегальной работы церковников и сектантов»: внесение раскола в церковные общины, ослабление материальной базы церкви, затруднение участия в выборах и т.д.
С особой жестокостью репрессии обрушились на священнослужителей и просто верующих людей в 1937-1938 годах. В отношении них чекисты и энкавэдэшники «стряпали» дела за участие в так называемых «контрреволюционных повстанческих организациях церковников».
Отчитываясь в январе 1938 года о выполнении плана репрессивной операции, зам. начальника Управления НКВД Ленинградской области Гарин представил дело «контрреволюционной повстанческой организации церковников» как образцовое. В отчете, в частности, говорилось: «Белозерским оперсектором вскрыта и ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация церковников в числе 102 человек. Организация действовала на территории Белозерского и Кирилловского районов и руководилась епископом Тихоном Рождественским и попом Федотовским...».
Федотовский Николай Николаевич (1881 – 1937)
Родился в с. Урицкое Белозерского уезда Новгородской губ. в семье псаломщика. Арестовывался в 1923 г. за распространение контрреволюционных прокламаций. В 1924 г. был осужден "за эксплуатацию населения". Последнее место служения - храм во имя святых. апостолов Петра и Павла в Белозерске.
Вновь арестован 20 августа 1937 г. Был осужден 4 октября 1937 г. по ст. 58-10-11 УК РСФСР «за участие в контрреволюционной организации церковников». Расстрелян.
Выписка из протокола заседания особой тройки УНКВД ЛО N80 от 04.10.1937 г.
СЛУШАЛИ:
Дело N95221/32149/31540 - 37г. Белозерского оперсектора УНКВД ЛО - на контрреволюционную повстанческую организацию церковников в Белозерском, Кирилловском, Тихвинском, Устюженском и Череповецком районах Ленобласти и Усть-кубинском и Кубеноозерском районах Вологодской области.
Следствием установлено, что начало существования контрреволюционной организации церковников относится к 1930 году, когда управляющий Череповецкой епархией епископ Нифонт Фомин организовал духовенство Белозерского и Кирилловского районов для оказания активного сопротивления проводимой в деревне коллективизации и на основе таковой ликвидации кулачества. Церковники, монахи, кулаки, бывшие полицейские, торговцы, возглавляемые епископом Нифонтом, повели в деревнях злобную контрреволюционную агитацию и пропаганду, распространяли провокационные слухи: "об антихристе", "конце света", "антихристовой печати" и т.д., отговаривали от вступления в колхозы и разваливали их. В результате этой разрушительной работы Белозерский и Кирилловский районы по проведению коллективизации оказались на одном из последних мест в Ленинградской области. В 1932 году Фомин арестован…
В 1935 году Череповецким епископом был назначен Тихон Рождественский, незадолго до этого вернувшийся из концлагеря, где он отбывал наказание за контрреволюционную деятельность. На нелегальном совещании Рождественский перед участниками организации ставит основной задачей - свержение Советской власти и восстановление капиталистического строя путем организации массовых восстаний в момент объявления войны фашистскими странами. По его заданию обвиняемые Удалов, Федотовский, Остроумов создают повстанческие группы в Белозерском, Кирилловском, Тихвинском, Устюженском и Череповецком районах. Участники организации развернули работу по использованию предстоящих выборов в Советы депутатов с целью протаскивания своих кандидатов. Среди местного населения они проводили антисоветскую пропаганду против всех мероприятий соввласти в деревне.
По делу арестовано - 102 участника контрреволюционной повстанческой организации. Все они были разделены на 4 группы, во главе каждой из них были отдельные руководители, связанные с руководством организации в лице Рождественского и Удалова.
По делу обвиняются: повстанческая группа в г. Белозерске - 65 чел. (с N 03 по N 67).
Контрреволюционная повстанческая группа в Кирилловском р-на - 16 чел. (с N 68 по N 83).
Мегринская контрреволюционная повстанческая группа Белозерского р-на - 11 чел. (с N 84 по N 94).
Контрреволюционная повстанческая группа Красный остров Белозерского р-на - 8 чел. (с N 95 по N 102).
Данные об обвиняемых под NN 1,2 в деле отсутствуют. Всего обвиняемых 100 человек.
ПОСТАНОВИЛИ:
Федотовского Николая Николаевича, Шоленинова Сергея Дмитриевича, и т.д. (перечислены все 100 человек) - РАССТРЕЛЯТЬ.
<Из обвинительного заключения:
Федотовский Н.Н. "обвиняется в том, что был вовлечен в контрреволюционную организацию Удаловым А.П. (протоиерей Александр Удалов был секретарем Череповецкого епископа Тихона Рождественского). По заданию Удалова и еп. Тихона (Рождественского) в 1936 г. создал и возглавил контрреволюционную повстанческую группу в г. Белозерске. Завербовал в группу совместно с Шолениновым С.Д. (священник Ильинской церкви г. Белозерска) - 25 человек, кроме того, привлек для антисоветской деятельности нелегалов-монахов и монашек, и членов церковных двадцаток.
Неоднократно устраивал у себя на квартире нелегальные сборища, на которых давал участникам организации задания по проведению контрреволюционной повстанческой работы. Вел антисоветскую пропаганду и агитацию в контрреволюционном духе. Критиковал новую конституцию. Проводил антисоветскую работу в связи с предстоящими выборами в Верховный Совет».
По некоторым сведениям, все расстрелянные в 1937 г. (и позднее) в Ленинграде захоронены в Левашовской пустоши – засекреченном могильнике под Ленинградом. В настоящее время – Левашовское мемориальное кладбище.
Из протокола №8 заседания президиума Белозерского РИК от 3.3.1937 г.
Присутствуют: Фролов Пётр Максимович, Калиничев, Кузьмин, Катерюшкин, зав. РОНО Лебедев, Хапцов, секрет. Васильева; присутствует райпрокурор Жуков.
СЛУШАЛИ: О закрытии Богородице-Рождественской церкви Ануфриевского с/с.
Справка: в течении ряда лет 20-дворкой Богородицк-Рождеств. Церкви не выполняется договор в части ремонта и охраны молитвенного здания, вследствие чего имела место кража драгметаллов на сумму 1160 руб. Состав 20-тидворки неполный, только 16 чел., предложение с/с пополнить состав не выполняется. Нет председателя 20-дворки, за фактическое состояние здания никто не отвечает. Религиозных обрядов в течение 2-х с половиной лет не совершается. На территории с/с на расстоянии 5 и 10 км имеется 2 церкви вполне достаточной вместимости. Население в связи с тем, что нет школы в данном населённом пункте, требует единогласно закрыть церковь.
Пленум Ануфриевского с/с вынес решение: церковь закрыть, здание использовать под школу…
ПОСТАНОВИЛИ: ходатайство Ануфриевского с/с и колхозов удовлетворить, церковь закрыть, здание использовать под школу.
ГАВО, ф.1719, оп.3,е.х. .45, л.53
2.6.1937 г. решением президиума Белозерского РИК по тем же основаниям: неполный состав 20-ки, договор с сельсоветом не перезаключался, культовое имущество не охраняется, в беспорядке, в 2,5 км имеется вполне вместительная церковь и т. д. ПОСТАНОВИЛИ:
Ходатайство пленума Глушковского с/с и общих собраний колхозов удовлетворить, закрыть Карголомскую церковь, здание церкви использовать как гараж МТС, а также по заявлению правления колхоза «Заря» церковь Карповского с/с, отдав здание под колхозный клуб.
ГАВО, ф.1719, оп.3, е.х.45, л.137
Делая вид, что выступает в защиту прав верующих, власть одновременно даёт сигнал местным начальникам, как обойти закон: надо организовать широкое обсуждение вопроса – закрывать ли церковь. И добиться от как можно большего числа жителей одобрения на закрытие.
С первых месяцев своего существования советская власть боролась с религией и церковью. Эту задачу с предельной ясностью сформулировал вождь мирового пролетариата Ленин ещё в 1922 г.: «изъятие церковных ценностей (имущества, икон, крестов, церковной утвари и т.д.), в особенности самых богатых церквей и монастырей, должно быть произведено с самой беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше.». Лучший из учеников Ленина, Сталин, с честью выполнял эту задачу.
Ну не могло быть в новом обществе в головах людей две веры, две религии – вера в Христа и вера в коммунизм. Это бы замутняло сознание людей, тормозило решение важнейшей задачи – воспитание НОВОГО человека – строителя коммунизма.
Райком ВКП(б) и райисполком лицемерно старались оправдать варварские действия по разрушению храмов тем, что якобы этого требуют «широкие трудящиеся массы», и ссылались при этом на решения народных собраний. Однако эти решения тщательно готовились, чтоб не получилось осечки.
Сначала в трудовых коллективах и в деревнях проводились собрания коммунистов, комсомольцев и бедноты, где выносилось решение каждому члену партии, комсомола, бедноте на предстоящем общегражданском собрании активно агитировать и добиваться принятия решения о закрытии церкви. Добившись этого, обращались в сельсовет с просьбой закрыть церковь.
Сельсовет, где верховодили коммунисты и беднота, имея на этот счёт чёткие установки районной власти, принимал решение о закрытии храма, и просил райисполком утвердить решение с/совета. РИК в этом, конечно, не отказывал.
И, наконец, закрытие храма, прекрасно понимая какова в религиозном вопросе генеральная линия партии, освящал своим высоким решением облисполком.
Так примитивно-хитро действовала власть, имитируя законность и демократизм принятия решений. Многие прихожане осуждали втихомолку действия безбожной власти, крестились, некоторые плакали, видя низвержение крестов и уничтожение икон, но чтоб кто-то смело выступил в защиту церкви и воспротивился закрытию храмов – такого в районе не было. Народ легко «сдал» православную веру – веру отцов, дедов, далёких предков: голосовал на собраниях за закрытие храмов, выселение семей священников, равнодушно смотрел на разрушение церквей. Да и была ли она искренней, истинной и глубокой эта вера?
Если колхоз не использовал здание храма для хозяйственных нужд и оно стояло пустым, «верующие» разрушали его постепенно самостоятельно: кто перекрестясь, а кто и нет, выламывали, где могли, кирпичи, отрывали доски, снимали полы, высаживали оконные переплёты, вырывали в окнах металлические решётки, сдирали с крыши жесть и тащили по своим дворам; молодёжь громила памятники на могилах вблизи храмов умерших местных священников, оставляла на стенах скабрёзные надписи, справляла нужду.
Религиозность русского народа часто преувеличивают. Может быть, не так уж неправ был Белинский в письме к Гоголю: «Русский человек произносит имя Божие, почёсывая себе жо…»
К сожалению, преступные, по моему мнению, действия советской власти и партии коммунистов по отношению к церкви до сих пор не получили юридической оценки на государственном уровне …
ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Н.И.ЕЖОВА
И.В.СТАЛИНУ О ЦЕРКОВНИКАХ И СЕКТАНТАХ
Совершенно секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
В связи с ростом контрреволюционной активности церковников и сектантов, нами, в последнее время, по этим элементам нанесен значительный оперативный удар.
Всего в августе-ноябре месяцах 1937 года арестовано 31359 церковников и сектантов; из них:
Митрополитов и епископов.................................. 166
попов................................................................. 9116
монахов.............................................................. 2173
церковно-сектантского кулацкого актива............ 19904
Из этого количества осуждено к ВМН................... 13671
В том числе:
епископов........................................................... 81
попов.................................................................. 4629
монахов.............................................................. 934
церковно-сектантского кулацкого актива............. 7004
и это только за 4 месяца!! Даже монголо-татары не разрушали русские православные храмы и не уничтожали духовенство. А родная советская власть так зверствовала.
Оперативный удар нанесен исключительно по организующемуся и руководящему антисоветскому активу церковников и сектантов.
В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало церковь. ...
источник: В. Хаустов и Л. Самуэльсон «Сталин, НКВД и репрессии 1936–1938 гг.» (2009 г., издат-во РОССПЭН, стр. 407-414)
Из выступления наркома НКВД СССР Н. И. Ежова перед руководящими работниками НКВД УССР 17 февраля 1938 г.
«...Самые худшие операции (против церковников) — это на Украине, хуже всех была проведена на Украине. В других областях где хуже, в других лучше, а в целом по качеству хуже. Количеством лимиты выполнены и перевыполнены, постреляли немало и посадили немало, и в целом если взять, она принесла огромную пользу, но если взять по качеству, уровень и посмотреть, нацелен ли был удар, по-настоящему ли мы громили тут контрреволюцию — я должен сказать, что нет...
...Если взять контингент, так он более чем достаточный, а вот знаете головку, организаторов, верхушку, вот задача в чём заключается. Чтобы снять актив — сливки, организующее их начало, которое организует, заводило. Вот это сделано или нет? — Нет, конечно. Вот возьмите, я не помню, кто это мне из товарищей докладывал, когда они начали новый учет проводить, то у него, оказывается, живыми ещё ходят 7 или 8 архимандритов, работают на работе 20 или 25 архимандритов, потом всяких монахов до чертика. Все это что показывает? Почему этих людей не перестреляли давно? Это же все-таки не что-нибудь такое, как говорится, а архимандрит все-таки. (Смех.) Это же организаторы, завтра же он начнет что-нибудь затевать...
...Вот расстреляли полтысячи и на этом успокоились, а сейчас, когда подходят к новому учету, говорят, ой, господи, опять надо. А какая гарантия, что вы через месяц опять не окажетесь в положении, что вам придется такое же количество взять...»
Всемогущий и всеведущий бог не спас Россию от большевицкого сатанизма.